"Люди не сводили глаз с патера Берле и Иеронима Босха. Казалось, все ждали события, которое разрядило бы обстановку. - Тихо, - прошептал Алмагин и снова схватил подмастерье за рукав. - Ни слова! Это прозвучало как мольба, как зов о помощи. И как раз в это мгновение до Петрониуса долетели слова Босха, произнесенные громким звучным голосом. Одна единственная фраза, уничтожившая патера Берле: - Какая речь: А все, что стоит за этими словами, - зло и ложь!"

П.Демпф ("Тайна Иеронима Босха")

"Если мудрец вмешается в разговор - всех напугает не хуже волка. Если надо что либо купить, если предстоит заключить какую либо сделку, если, коротко говоря, речь зайдет об одной из тех вещей, без которых невозможна наша жизнь, тупым чурбаном покажется тебе мудрец этот, а не человеком. Ни себе самому, ни отечеству, ни своим близким не может быть он ни в чем полезен, ибо не искушен в самых обыкновенных делах и слишком далек от общепринятых мнений и всеми соблюдаемых обычаев."

Эразм Роттердамский ("Похвала глупости")

Босх - псевдоним Иеронима ван Акена, родившегося в голландском городе Хертогенбос. Точная дата рождения неизвестна, но можно предполагать, что он родился между 1450 и 1460 гг. Иероним принадлежал большой семье потомственных художников, обучался в городах Харлеме и Делфте. Вскоре после возвращения в 1480 году в Хертогенбос он женился на Алейд Гойартс ван дер Меервенне, получив в приданое солидное состояние, положение в обществе и независимость.

Босх не датировал свои работы, поэтому время их создания только предположительное.

  • 1475-1480 гг.:
    • "Семь смертных грехов",
    • "Брак в Кане",
    • "Фокусник",
    • "Удаление камней глупости" ("Операция глупости")
  • 1480-1485 гг.:
    • "Распятие со святыми и донатором"
  • 1490 г.:
    • "Несение креста"
  • 1490-1500 гг.:
    • "Восхождение на Голгофу"
    • "Корабль дураков"
  • 1500-1502 гг.:
    • "Воз сена"
  • 1505-1506 гг.
    • "Искушение Святого Антония"
  • 1490-1508 гг.:
    • "Алтарь Святого Антония"
    • "Иоанн Креститель в размышлениях"
    • "Молитва Св.Иеронима"
    • "Святой Иоанн на Патмосе"
    • "Страшный суд"
  • 1510 г.:
    • "Бродяга" ("Блудный сын")
  • 1510-1515 гг.:
    • "Поклонение волхвов"
    • "Увенчание терновым венцом"
    • "Сад земных наслаждений"

Босх скончался в 1516 г., похоронен 9 августа в родном Хертогенбосе. В 1318 г. в Хертогенбосе (?) было создано Братство Богоматери, в основе которого лежал культ Девы Марии. В 1486-1487 гг. Босх вступил в это братство и выполнил ряд заказов.

Что же это было за время, в котором жил и творил Иероним Босх? Его ровесником был Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг.) был немного младше Босха. В 1487 году вышла из печати книга "Молот ведьм", авторами которой являлись два инквизитора в Германии, Генрих Инситорис и Яков Шпренгер. В 1442 г. в Новгороде сожгли и потопили массу людей, обвиненных в волшебстве. Современником Босха был Христофор Колумб (1436-1506 гг.). XV-XVI вв. останутся для нас эпохой Возрождения, когда мыслители- гуманисты стали переходить к открытой борьбе с диктатурой церкви. Начинает играть все большую роль математика. Николай Кузанский (1401-1464 гг.): "мы ничего не имеем достоверного в нашей науке, кроме нашей математики". Богослов и кардинал Николай Кузанский считал, что Земля не может рассматриваться как центр вселенной. Коперник (1473-1543 гг.) дал имя коперниканской системе (незаслужанно, по мнению Б.Рассела).

В области логических исследований выделяются последователи Раймунда Луллия (1235-1315 гг.), в работах которого можно выделить зарождение исчисления предложений и предикатов. Луллист Агриппа Неттесхеймский (1487-1535 гг.) в 1519 г. выиграл процесс женщины, обвинявшейся в колдовстве. Нельзя не отметить Роджера Бекона (1214-1292 гг.), который восклицал: "Было бы лучше сжечь сочинения Аристотеля и начать все сызнова, чем принимать его выводы без проверки". Трудно не заметить, что подобные идеи породили Возрождение и в дальнейшем привели к потрясающему росту научных знаний.

В 1478 году родился Томас Мор, которого казнили 6 июля 1535 г. недалеко от Тауэра. Его друг Эразм Роттердамский (1466-1536 гг.) был не намного младше Босха. В год смерти Босха в бельгийском городе Лувене вышла знаменитая книга "Утопия":

"Таким образом, ненасытная алчность немногих лиц обратила в гибель вашему острову то самое, от чего он казался особенно счастливым. Эта дороговизна хлеба служит причиною того, что каждый отпускает от себя возможно большее количество челядинцев, но, спрашивается, на что, как не на нищету или - к чему можно легче склонить благородные натуры - на разбой?
Далее, к этой жалкой нищете и скудости присоединяется неуместная роскошь. Именно, и у слуг знати, и у ремесленников, и почти что у самих крестьян, одним словом, у всех сословий заметно много чрезмерной пышности в одежде, излишняя роскошь в еде. Разве не посылают прямо на разбой своих поклонников, после предварительного быстрого опустошения их кошельков, все эти харчевни, притоны, публичные дома и еще раз публичные дома в виде винных и пивных лавок, наконец, столько бесчестных игр - кости, карты, стопка , большие и малые мячи, диск?
...
Если вы не уврачуете этих бедствий, то напрасно станете хвастаться вашим испытанным в наказаниях воровства правосудием, скорее с виду внушительным, чем справедливым и полезным. В самом деле, вы даете людям негодное воспитание, портите мало помалу с юных лет их нравственность, а признаете их достойными наказания только тогда, когда они, придя в зрелый возраст, совершат позорные деяния; но этого можно было постоянно ожидать от них начиная с детства. Разве, поступая так, вы делаете что нибудь другое, кроме того, что создаете воров и одновременно их караете?"

Много воды утекло с тех пор, остался позади потрясающий XX век с его надеждами и с его разочарованиями. Но варварское прошлое до сих пор тащит человечество к самым примитивным социальным схемам. Для сохранения этих схем используются самые современные достижения науки.

Может не случайно нас так притягивают картины Иеронима Босха? Разве не пытаемся мы, вглядываясь в эти картины, увидеть собственный мир? Разве мы не чувствуем, что мы тоже пассажиры корабля дураков? Послушайте Эразма Роттердамского:

"Арнольд. Здравствуй, здравствуй, Корнелий! Целый век с тобой не видались!
Корнелий. Здравствуй и ты, дорогой приятель. Арнольд. Я уж думал, ты не вернешься. Где ты пропадал так долго?
Корнелий. На том свете.
Арнольд. Похоже, что и правда, - такой ты нынче у нас ободранный, тощий да бледный.
Корнелий. Да нет, не из царства теней я к вам явился, а из Иерусалима.
Арнольд. Какой же бог или какой ветер тебя туда занес?
Корнелий. А что заносит туда всех остальных, а им и числа нет?
Арнольд. Я так полагаю, что глупость.
Корнелий. Стало быть, не мне одному зваться дураком.
Арнольд. А чего ты там искал?
Корнелий. Несчастья!
Арнольд. Ну, этого и дома вдосталь. А есть ли там, по твоему, на что поглядеть?
Корнелий. Признаться тебе по совести, так, пожалуй, и не на что! Показывают какие то памятники старины, но все они, на мой взгляд, вымышленные, поддельные - нарочно, чтобы заманивать легковерных простаков. Да что говорить: где Иерусалим стоял поначалу - и то, мне думается, в точности не известно!
..."

Время сохранило для нас образ Эразма Роттердамского в картине Ганса Гольбейна Младшего (1498-1543 г.). Говорят, что этот портрет предназначался для передачи Томасу Мору. Портрет, конечно, очень впечатляет. Отчасти это связано и с изображенным объектом, но и техническая сторона вызывает уважение.

При анализе произведения искусства неизбежно встает вопрос о побудительном мотиве, который заставил автора творить. Нам всегда интересно, что автор нам говорит своим произведением.

Остается тайной, что двигало Иеронима Босха при создании картин. Полотна, заполненные символами, достаточно реалистичные в деталях, но с серьезных отходом от этой реальности. Неудивительно, что Босха считают предшественником сюрреализма. Глядя на эскизы калек Босха, понимаешь, насколько он был неравнодушен к подобным человеческим трагедиям. Именно отсюда тянутся невидимые ниточки и к Томасу Мору, с его страшной смертью, и к катаклизмам XX века, с ГУЛАГами и концлагерями.

Почему!? Почему люди до сих пор не могут найти удовлетворительного решения для организации своей жизни? Почему стремление к свободе оборачивается миллионами человеческих трагедий? Нам, живущим в постсоциализме, это особенно заметно. Да, мы были недовольны "развитым социализмом", мы глухо возмущались глупостью власти, но... по настоящему свободными мы были там. Нас не пускали "за кордон"? А что, это обязательный атрибут "социализма"? Мы не могли мириться с "культом", с ГУЛАГом, с мерзостями 37 года. Но разве эти мерзости не были отрыжкой предыдущей социальной системы? Разве все эти мерзости не творили люди, несущие в своем сознании все "прелести" царизма вплоть до крепостного права? Плодом "социализма" можно считать шестидесятников, "советскую" интеллигенцию, вобравшую в себя людей из самых различных слоев общества.

Не хочется говорить банальностей, но "советсткое здравохранение" и "советсткое образование" уникальны в истории человечества. Конечно, это привело к серьезному инфантилизму общества. Все эти "блага" нам были даны как бы извне, мы их не замечали, а потому и не ценили. Ну что ж, зато теперь мы имеем полную возможность вкусить прелести нового порядка. Мы лечимся фальшивыми лекарствами, произведенными полчищами мошенников. Мало мальски сложные операции доступны только "богатым", к которым мы не можем отнести даже достаточно известных артистов. Чтобы им помочь приходится объявлять сбор денег по всей стране.

"Далее, к этой жалкой нищете и скудости присоединяется неуместная роскошь". Тупая, серая власть имеет единственную цель - удержаться на вершине, удержать власть. Они уродуют систему законодательства, чтобы обеспечить "легитимность" своего существования. Им не нужно широкое образование народа, темной массой намного легче управлять. Конечно, им хочется иметь и современную технику и пользоваться благами "компьютерного" века. Но для этого достаточно иметь образование "под ключ", когда готовится армия идиотов, способных осуществлять "настройку" соответствующих систем. Не нужны понимающие специалисты, нужны "узкие специалисты".

Мы по привычке "гордимся" своими программистами. Но посмотрите на эту армию "сисадминов", неужели от них можно что-либо ожидать? Люди, все ресурсы мозга которых используются для "знания" особенностей систем, созданных не ими, все более наполняют нашу страну. Куда мы идем? Разве это не напоминает картину Питера Брейгеля (1530-1569 гг.) "Слепые".

В каждой картине Питера Брейгеля ощущается влияние Босха. Не то влияние, которое часто оказывают учителя на своих учеников, вызывающее стремление к подражанию и подавляющее личность ученика, а влияние на уровне побудительных идей. Посмотрите на "Игры детей". Светлая, радостная картина, которая вызывает вопрос об абсурдности будущей жизни этих детей, когда они начнут убивать друг друга, отрекаться от своих детских идеалов.

Опять корабль дураков?

Генри Миллер ("Биг Сур и Апельсины Иеронима Босха"):

"Всякий раз я вспоминаю о своем прекрасном детстве, прошедшем в убогом квартале Бруклина, известном под названием Уильямсберг. Я пытаюсь отыскать связь между теми грязными улицами и убогими домами и этим бескрайним окоемом океана и гор. Я думаю о птицах, которых никогда не видел, кроме воробьев, пирующих на кучке дымящегося навоза, или редких голубей. Ни сокола, ни канюка, ни орла, ни малиновки или колибри. Я думаю о небе, разодранном на куски крышами и отвратительными дымовыми трубами. Я вновь дышу тем воздухом, в котором убиты все ароматы, часто тяжелым и гнетущим, пропитанным ядовитым дымом. Я думаю о том, как мы играли на улице, не ведая, что где то есть манящие река и лес. Я думаю, и думаю с нежностью, о своих маленьких товарищах, кое кто из которых позже попал в тюрьму. Несмотря ни на что, это была настоящая жизнь. Можно даже сказать - чудесная. Это был первый "Рай", который я познал, там, в старом квартале. И хотя он ушел в небытие, он по прежнему живет в моей памяти."

Кто из нас не испытывал подобных чувств? "Рай", познанный нами в далеком прошлом, живет в памяти. "Живет в памяти"... Жизнь и время для нас неразделимы. Память связана с информацией из "прошлого". Мы чувствует последовательность событий, последовательность наших ощущений. Эта последовательность упорядочена, каждое событие прошлого "помечено" временем. Последуем за Августином: "Что же такое время? Пока никто меня об этом не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь; но, как только хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик". Августин приходит к выводу, что прошедшее и будущее может быть осмыслено только как настоящее. С этим выводом можно согласиться, но Августин идет дальше и постулирует субъективность времени, а далее цепочка рассуждений ведет его к "сотворенному существу" и к другим сомнительным выводам. XX век привел к распространению "модельного" подхода при рассмотрении реального мира. Вместо опрометчивых суждений о "закономерностях реального мира" предпочтительнее исследовать "модели реального мира". Естественно, что в "простейших" моделях время отождествляется с некоторым параметром. Эйнштейн отказался абсолютизировать этот параметр, появилась возможность говорить о линиях (параметрах) времени, проходящих через каждую точку 3-х мерного мира, т.е. рассматривать 4-х мерное пространство. Но легко видеть, что и в Ньютоновской модели и в Эйнштейновской модели не разрешен вопрос, поставленный Августином. В этих моделях "настоящее" ничем не выделяется от бесконечного множества слоев "прошлого" и "будущего". Ясно, что необходимо "информационное" заполнение "настоящего", как единственной объективно существующей реальности. Современная математика подготовила почву для построения достаточно сложных моделей. Изменилось представление об элементарном объекте. Для нас уже естественно представлять элементарный объект с помощью бесконечного набора чисел. Также естественно, что модели могут быть представлены разными способами, оставаясь при этом эквивалентными. Задумаемся о том, что говорил Нильс Бор:

Независимая реальность в обычном (т.е. классическом) физическом смысле не может приписываться ни явлению, ни средствам наблюдения... Сама природа квантовой теории заставляет нас считать пространственно-временную координацию и требование причинности, союз которых является характеристикой классических теорий, дополнительными, но взаимоисключающими чертами описания, символизируя идеализацию наблюдения и определения, соответственно.
...
Нашей задачей является не проникновение в сущность вещей, значение которых мы не знаем так или иначе, но, скорее, развитие понятий, которые позволяют нам продуктивным образом говорить о явлениях в природе.
...
Нет квантового мира. Есть лишь абстрактное квантово-физическое описание. Неправильно думать, что задачей физики является ответить на вопрос, откуда взялась природа... физику беспокоит вопрос, что мы можем сказать о природе... Что это такое, от чего мы, люди, зависим? Мы зависим от наших слов. Нашей задачей является сообщить об опыте и идеях другим. Мы зависли в языке.

Отказ от "проникновение в сущность вещей" противоречит задаче развития "понятий, которые позволяют нам продуктивным образом говорить о явлениях в природе". Хотя... , скорее всего, здесь просто неоднозначное понимание "проникновения". С точки зрения "модельного подхода" адекватное строительство моделей и есть процесс "проникновение в сущность вещей". Этот процесс никогда не заканчивается (это, конечно, предположение) и идет через внутренние модели нашего мозга.


Питер Брейгель, "Игры детей", фрагмент

Люди приступили к исследованию процессов мышления, пока на простейших моделях, но не приходится сомневаться, что скоро функционирование мозга перестанет быть загадкой. И уже нет нужды искать "душу" в нейронных сетях.

Пожалуй, здесь нужно сделать небольшое пояснение. Я не пишу ни о физике, ни о науке вообще - не нужно заблуждаться. Меня больше интересует способность человеческого мозга конструировать окружающую реальность. Те информационные потоки, которые роятся в голове у каждого из нас, составляют нашу индивидуальность, которую принято прятать от окружающих. Часто человек только тем и занимается всю жизнь, что "приспосабливается к окружающей обстановке", подавляет свое я. С некоторых пор меня перестали интересовать "литературно обработанные" произведения, но интересуют те произведения, которые в своей корявости выдают, хотя бы частично, человеческое существо.

На каком этапе наш мозг, интенсивно работающий в детстве, превращается в "аппарат" для жизни? Когда мы перестаем радоваться обычной реальности и попадаем в плен своей модели, которая чаще всего убога и примитивна?

Когда в детстве мы играем и ставим перед собой "цель", то осознаем условность этой цели. По мере взросления наши "цели" начинают доминировать в нашем мироощущении и мы забываем об их условности. А затем ... наступает триумф смерти.


"Сад земных наслаждений", фрагмент правой створки.


----------
Средневековая символика:
рыба - пост
рыба - лжепророки, распутство, похоть
тюльпан - обман
лягушка - доверчивость, наивность
сова - грех, неверие
сова - великая ученость, мудрость; демоническое значение, ведьмина птица, символ тьмы, опустошения, несчастья.
зимородок - тщеславие
закрытая книга - глупость, невежество
свиньи у корыта - проституция, нечистоты
свинья - лжесвященник, обжора
петух, копошащийся в навозе - похоть
человеческий зад с вылетающими птичками - транжирство ради обжорства, птички - улетающие деньги
воронка - обман и невоздержанность, лжедоктор
двустворчатая раковина - неверность
клубника - распутство, наслаждения, преходящие радости
ключи - знание
конькобежец - безрассудство
крыса - ложь против церкви, непристойность, эротика
летающие чудовища - посланцы дьявола, галлюцинации отравившихся спорыньей
лютня и арфа - инструменты, служащие восхвалению Бога и завоеванию любви
ножи - наказание, зло
пламя - адский огонь, отравление спорыньей
сухая ветка и шарик - разгульное веселье
уши - сплетня
висячие уши - глупость
фрукты - плотские наслаждения
черные птицы - неверие, смерть
яйцо - размножение, алхимия


 
Сайт управляется системой uCoz