ИНТЕРНАТ

(СШИМПФ №18)

С.В. Беляев

Офорт Ф.Гойя "А не умнее ли ученик?"

В детстве мы ученики, но к концу жизни мы становимся учителями ...

Некоторые особенности интерната, в котором мы учились неплохо отражены в статье Сергея Тынянкина , который оканчивал его в 1968 году, на год позднее нас. В его статье присутствует небольшой избыток "сахара", что естественно при воспоминаниях.

СТ вспоминает директора интерната, Раису Аркадьевну Острую. Она пришла в интернат в 1965 году, именно в этом году мы начали учиться в 9-ом классе. У нас она преподавала историю. Недавно я сделал попытку найти её следы в интернете. Нашел ... в воспоминаниях выпускников 114 московской школы:

Имя директора Острой - Раиса Аркадьевна. О ней у меня, собственно, осталось только одно личное впечатление - она внушала ученикам трепет :-) Благодаря Р.А.Острой наша, 114 школа, выгодно отличалась в 60-е годы от других тушинских школ: в старших классах можно было ходить не в форме, часто проводились КВНы, "Огоньки", факультативно читались циклы лекций по истории искусства (чего в др школах Тушино в те годы, вроде бы, не наблюдалось). А ещё Раиса Аркадьевна во время конфликтов далеко не всегда становилась на сторону учиталей! Очень, очень большая редкость в то время. И некоторые учителя из-за этого относились к ней, по моим наблюдениям, насторожённо.

Я вам расскажу о школе №114, в которой я училась 1963-1966 годах. В то время и учителя и ученики жили только школой. Руководила школой Раиса Аркадьевна. Говорили, что она была на фронте и командовала ротой разведчиков. Такая биография внушала уважение и стремление не огорчать по пустякам героя войны. Она собрала самых хороших учителей, которые дали такие знания, которые позволили поступить в институты без репетиторов и подготовительных курсов.

Прекрасная публикация! Документальная и познавательная. Многие из учителей 114-й в 1971 году перешли по пока мной невыясненным причинам к нам в 173 на Туристской. Острая Раиса Аркадьевна вплоть до своей смерти в 1983 году была Директором 173-й.

Коржикова Лидия Андреевна в 114-й преподлавала в младших классах, а затем в 173 в 1982 году стала для меня первоклассника первой школьной учительницей и классным руководителем.

О Сурине Игоре Константиновиче - талантливейшем Педагоге, также перешедшим из 114 в школу 173, только восхищения в памяти. С какой легкостью на его уроках давались ученикам геометрия, математика элементарная и высшая.

Наш выпуск отлично помнит Сурина И.К., который появился в интернате в 1966 году и преподавал в 10-х классах "Элементарную математику". Мы знали, что он был "совместителем" (он сам об этом говорил). Его пригласили в интернат для исправления "перекоса" нашего образования. Получилось так, что предыдущий перед нами выпуск "провалился" на вступительных экзаменах (в МГУ, в МФТИ). Мы изучали матанализ, ТФКП, высшую алгебру и т.д. и т.п. , но обычной школьной математики у нас не было и при решении "элементарных" задач мы искали "идею" вместо того, чтобы использовать стандартные приемы. Эффект от преподавания Сурина был потрясающим - более 70% нашего выпуска стали студентами "с первого захода".

Конечно, к мнению московских учеников можно только присоединиться. Игорь Константинович был очень приятным человеком, который с первой минуты вызывал не только уважение, но и ... не знаю, как правильно выразить, исключительную приязнь. Он был не молод, но сохранил в чем-то детскую любовь к своему предмету, живо интересовался новыми школьными задачами, публиковавшимися в различных журналах. Наши отношения быстро переросли в достаточно дружеские. Я полагаю, что ему также было приятно общение с нами. И вполне естественно, что после письменного экзамена по математике на вступительных экзаменах на мех-мат МГУ, он поджидал нас на скамейке около университета.

Конечно, интернат представлял собой эксперимент в области образования. Я уверен, что масса "ученых" пытались проанализировать итоги этого эксперимента. Естественно, что при подобного рода исследованиях существует стремление подкрепить выводы "цифрой", пойти по пути "бухгалтера" Ломброзо. И кого интересует жизнь "подопытных"...

Руслан Германович Невский ... Помню, как после отбоя, когда уже выключили свет, он зашел к нам в комнату и подошел ко мне:
- Зачем ты это сделал? Или я дурак, или ...
Дураком, конечно, был я - написал "оригинальное", как мне тогда казалось, сочинение по литературе, в котором было 3 анекдота, достаточно дурацких, из серии "школьных". Я честно попытался объяснить, что никакими "высокими" целями я не руководствовался, просто пошутил. Мы с ним поговорили и он, кажется, понял меня.

Исключительно порядочный и умный человек. Последний раз я встречался с ним в 7-ом корпусе (у географов) студенческого общежития МГУ на Мичуринском проспекте. Ему предложили в 24 часа покинуть Москву и он приходил попрощаться со знакомыми. Это было начало наступления на диссидентов.

Под запретом оказался и Юлий Ким, который преподавал в нашем классе литературу (в 10-ом классе). Как учитель Ким был достаточно жестким человеком, боролся со штампами в сочинениях, боролся с серостью (в его понимании, конечно). К сожалению, у талантливых людей, увлеченных определенными идеями, часто присутствуют элементы нетерпимости к "инакомыслию". Отчасти я отношу это и к Киму, хотя, надеюсь, что ошибаюсь. На процесс воспитания маленьких "ослов" сиё свойство не влияет. Преподавателю нужно быть Личностью.

У СТ в статье присутствует доля неявного высокомерия по отношению к родной Пуповке. Можно подумать, что только столичные преподаватели знают нечто, что недоступно провинциальным преподавателям. Конечно, провинция накладывает на живущих там людей комплекс неполноценности, который проявляется в агрессивности, с одной стороны, и в подобострастии, с другой стороны, ко всему столичному. Кстати, нечто подобное мы до сих пор наблюдаем и в более широком масштабе, когда нашу страну пытаются представить в виде "провинции" остального мира.

Еще в годы учебы в интернате меня всегда интересовали используемые приемы в преподавании. Каждый преподаватель, а это были и школьные учителя, и юные аспиранты, и умудренные опытом профессора, имел свой индивидуальный стиль общения с учениками. Например ОНН (Олег Николаевич Найда) вытаскил стопку карточек и заставлял нас под диктовку записывать их содержимое в тетрадь. Манера исполнения была великолепна:

- Нарисуйте кружочек и впишите в него число 1. Пишите далее: осью называется всякая прямая, на которой выбрано положительное направление и соответственно отрицательное.

...

- Пункт 8 со звездочкой:

Я беру орудие труда.
Сколько потрясающих открытий!
Из корыта вылилась вода.
Значит больше нет воды в корыте.

Это был пример тривиального утвержения.
Карточки попутно комментировались. Иногда ОНН пел студенческие песни, которые он помнил в большом количестве. Ну, и конечно, его громовой хохот ... Помню однажды занятия по матанализу у нас проходили в "аквариуме", вел занятия Саша Мищенко. Вдруг раздаются странные звуки, похожие то ли на ХА-ХА-ХА, то ли на раскаты грома. Саша замирает в недоумении, поворачивает голову на 180 градусов ... Это в соседнем "аквариуме" проводил занятия ОНН.

Иная манера преподавания была у Мищенко. Кстати, многих преподавателей мы звали просто по именам, они сами так представлялись, поэтому не удивляйтесь, что нынешний профессор МГУ А.С. Мищенко так и остался для меня Сашей. Наташа Родман, Дима Гордеев, Витя Кауфман, Лёша Сосинский, Серёжа Рахманов, Женя Гайдуков и т.д., но ... Олег Николаевич (!). Эта "система обозначений" не имела ничего общего с панибратством и имела корни в той же математике, помните, как у Литлвуда в "Математической смеси":

О книгах Жордана говорили, что если ему нужно было ввести четыре аналогичные или родственные величины (такие, как, например, a, b, c, d), то они у него получали обозначения <далее значки, которые я не могу воспроизвести>.

Но я отвлекся. Мищенко был воплощением "математической строгости", которая плавно переходила и на его манеру говорить, и на его манеру одеваться (тщательно выглаженные брюки), и на его отношение к окружающим. Наш класс (чуть больше 20 человек) был разбит на 2 группы, в одной группе занятия вел Витя Кауфман, а в другой Саша Мищенко. Знакомство с ними началось с контрольной работы (чуть ли ни 1 сентября 1965 года). Запомнилась одна шокирующая задача с примерно такой формулировкой:

Доказать, что, если 2*2=5, то на луне живут ведьмы.

Я сейчас уже не помню, кто правильно решил эту задачу - это в общем-то не важно, - но дальнейшее изучение матанализа проходило на очень приличном уровне строгости. Лекции по анализу читал Леша Сосинский, про которого говорили, что он был чуть ли не чемпионом Москвы по большому теннису.

Мы в большой теннис не играли, а вот в настольный ... Был в параллельном классе Игорь Кричевер. Интересно было наблюдать, как Сосинский пытался сопротивляться - бесполезно. Игорь обыгрывал всех, хотя, надо заметить, в интернате были очень хорошие игроки (а тогда были 9, 10 и последний раз 11 класс). Кроме настольного тенниса распространен был баскетбол и чуть в меньшей степени волейбол и футбол. Ходили легенды про Варченко, про его виртуозную игр в баскетбол. В волейбол великолепно играли Серж Худяков и Витя Абрашкин. Фанатиком футбола был Саша Земляков.

Леша Сосинский в то время еще не был опытным лектором, но именно в этом и была вся прелесть. Он мог попасть в просак, тогда он смущался и краснел. Как-то нам дали на дом задачку про количество разменов 1 рубля на монеты достоинством 1,2,5,10,20 и 50 копеек. Это известная задача номер 1 из книги Г.Полиа, Г.Сеге "Задачи и теоремы из анализа". Идея решения заключалась в том, что нужно было найти коэффициент в 100-ом члене ряда - до этой идеи мы совместными усилиями дошли, но дальнейшие вычислительные трудности нас поставили в тупик. На эти же трудности напоролся и Сосинский на разборе задачи перед всем классом ...

Странно, но у меня сохранилось мое письмо младшему брату с точной датай 6.12.65. Вот некоторые выдержки из этого письма:

Ты как-то просил описать учителей. Что ж, попробую.
Физика. Звонит звонок, никого нет. Ждем учителя. Потом вдруг кто-то замечает, что наш физик бежит от автобусной остановки к интернату. Смотрим. Ах, упал! Нет, нет, встает! Опять бежит. Зачем он надел такое длинное пальто, ведь в нем неудобно бегать? Наконец, он входит в класс, подходит к окну, кладет свой портфель на подоконник (свободного места на подоконнике не остается), и говорит: "Когда два шарика массой m1 и m2 сталкиваются ..."
Геометрия. Шум, гам. Открывается дверь, входит Дима. Говорит, чтобы никто не вставал, и направляется к столу. Походочка качающаяся, медленная, на лице застывшая улыбка. Одна рука в кармане, в другой руке портфель размером с мой чемодан. Урок начался.
Алгебра. Все идут в аквариум, там будет урок. Саша уже ждет нас. Урок начинается с того, что он проверяет у нас домашнее задание. Это длится около часа, т.е. весь первый урок и начало второго, потом решаем задачки. ...

Здесь речь идет о нашем физике Сереже Рахманове, учителе геометрии Диме Гордееве и о Саше Мищенко. Обратите внимание на информацию о Диме. Авторство этой информации мне неведомо, но у нас он преподавал в 1965-67 гг. В 1969 г. его забрали в армию по тем же причинам, что и избавились от Кима и от Руслана Германовича.

Как я уже упоминал, в год, когда мы начали учиться, в интернате появился новый директор Р.А.Острая. Ситуация была "переходная", было заметно, как новый директор пыталась наладить "дисциплину", с которой были некоторые проблемы. В сентябре 1965 года чуть ли не ежедневно разбивали дверь в столовую. Происходило это из-за задержек в накрытии столов дежурными по столовой. Большая толпа мальчишек (девочек тогда было очень мало) скапливалась перед дверью в большой зал столовой, задние напирали на передних, передние упирались в дверь, нарастал гул, дверь не выдерживала, летели стекла...

Сентябрь 1965 года, вечер, уже темно. В комнату врывается 11-классник Панков с призывом немедленно бежать в спортивный зал за палками, на интернат напали кунцевские. Бежим, хватаем палки и высыпаем на крыльцо. Откуда-то из темноты в нас летят камни, с криком "ура" мы бросаемся в темноту, бросаем в нападающих палки. Нападение отбито. Это было в последний раз, почти в последний раз - еще однажды появлялась небольшая группа кунцевских с требованием выдать одного из наших, но дело закончилось переговорами.

Встреча нового 1966 года - в эту ночь были перебиты почти все стекла в интернате...

Отчетно-перевыборное комсомольское собрание, которое закончилось после 12 часов ночи. Борьба различных группировок за "власть", пламенные речи, беспомощность директора...

Чтобы совладать с этой "вольницей" директору, надо полагать, пришлось потрудиться. Хотя, по моим наблюдениям, главным было бы правильно спланировать учебную нагрузку. Когда в 10-м классе нагрузка упала, то расцвели игры в кубики (вырезали из мыла), в карты и т.п.

В этом году (2007-ом) 40 лет, как мы окончили школу. В первую субботу декабря по традиции будет отмечаться очередной юбилей интерната. Отличие от других подобных юбилеев, отмечаемых в других школах, достаточно значительное. Для каждого бывшего интернатовца большое значение имеет, что же он сделал за свою жизнь. Конечно, и другие школы "гордятся" своими "знаменитыми" учениками, но там это просто обыкновенная бюрократическая традиция. Для интерната же, для его выпускников "оценка" носит личностный характер, она запрятана где-то внутри сознания каждого интернатовца. Именно о них говорит Гротендик:

Но такой человек, даже если он покрыт почестями с ног до головы и купается в дипломах, как в золоте, в глубине души не обманывается на счет этих фальшивых признаков собственной важности и "ценности". И даже тот, кто (редкое везение) в свое время поставил на верную карту, последовал своему истинному таланту и сумел проявить себя в творчестве, не знает свободы от подобных сомнений. Внезапный расцвет научной славы - событие, которое зачастую служит ему, чтобы вернее обманывать себя и других - в глубине души не разубеждает его, не придает ему уверенности. Так, одно и то же сомнение точит душу заслуженного ученого и безнадежного тупицы; одна и та же тайная мысль, в которой они ни на минуту не смеют себе признаться.

Увы... Интернатовцы слишком рано вкусили естественное чувство своей исключительности. Конечно, трудно оспаривать, что для достижения "результатов" подобные чувства могут послужить мощным толчком. Но, что считать результатом? Недавно мне на глаза попалось одно интервью. Когда читаешь подобные вещи, то возникает ощущение протеста. Без доли иронии утверждать, что соотношение числа "одаренных" к "обыкновенным" равно 1 к 750 тысячам! Полное непонимание процессов познания окружающего мира человеком (справедливости ради, у директора свои цели, как у администратора). Да, я тоже не знаю, что из себя представляют эти процессы, но за свою жизнь я не видел НИ ОДНОГО человека, про которого можно было бы сказать, что он не способен к той же математике. Всегда можно наблюдать ошибки преподавания (для справедливости надо заметить, что для иных людей потребуется гениальный преподаватель).

Приведу мнение бывшего интернатовца А.Н.Землякова:

Тезис второй. Обычно считается, что школьники склонны преувеличивать свои способности и возможности; учителя же, по мнению школьников, часто недооценивают их. Второе нередко бывает справедливо, а вот насчет первого... Наш опыт в Черноголовском Центре, а также опыт физико-математической школы-интерната (ФМШ) при МГУ, показывают, что часто (чаще!) школьники недооценивают себя, свои способности, зачастую даже не подозревают о них. Конечно, школа предоставляет учащимся известный набор "форм работы", направленных на решение этой проблемы: кружки, факультативы, олимпиады. Но уже "оглупленные" предыдущим своим опытом (см. тезис первый) и недооценивая себя (!), многие в принципе способные школьники проходят мимо всего этого.

Мой опыт общения с "обычными" студентами и инженерами только подтверждает это мнение. При обучении важно убедить ученика в том, чтобы он не ставил перед собой искусственных преград, что ему всё доступно, что весь "кайф" в поиске решения задачи, а не в самом решении. Все решили, а ты не можешь? Так это и прекрасно! Значит ты отличаешься от других и от тебя можно многого ожидать. Хорошо известно, что для решения по настоящему сложных задач важна индивидуальность, нестандартность мышления.

Достаточно хорошо известны многочисленные человеческие трагедии "звезд". Маленького мальчика или девочку показывают по телевизору, "зажигают новую звезду". Проходит несколько лет и...

К счастью для интернатовцев эти истории не про них. Интернатовцы это "работяги". Не имеют значения те мотивы, которые приводят человека к состоянию, когда он начинает получать удовлетворение от "работы". Побудительные мотивы со временем стираются или даже вообще исчезают, но внутренняя потребность к решению разнообразных проблем остаётся. Была ли эта внутренняя потребность врожденной? Скорее всего, нет, если говорить о специальных проблемах. Но каждому живому существу свойственно от рождения "любопытство исследователя". Маленький мальчик ломает механическую лошадку, чтобы узнать, как она устроена внутри. Котёнок исследует незнакомую территорию. Так устроена жизнь.

Человечество вступает в новую эру - информационную. Что она несет? Однажды на уроке Раиса Аркадьевна сказала нам, что человек за свою жизнь может прочитать не более 7000 книг. Сказано это было для того, чтобы мы больше читали. Однако, на поверхности лежал другой вывод, каждый из нас может получить только ничтожную часть доступной ему информации. В наше время ситуация только усугубляется. Поиск решения ...

Сальвадор Дали "А не умнее ли ученик?"

Не известно умнее ли он или глупее, но нет сомнения, что более важной, глубокомысленной особы, чем этот учитель, невозможно сыскать.

"Сны разума рождают чудовищ" - это истина, сформулированная Гойей в XVIII веке в названии одной из работ его серии "Капричос", не только не утратила, но преумножила свою актуальность в ХХ веке. Сегодня эта истина звучит как цитата из текстов сюрреалистов 1920-х - 1940-х годов. Способен ли разум человека адекватно воспринять реальность цивилизации? Что есть реальность: порождение разума или сон о ней? Не является ли подсознание последним прибежищем истины?

Крупнейший представитель сюрреализма обратился к серии Гойи на последнем этапе своего творческого пути, в 1977 году, за семь лет до ухода из общества - последнего появления на публике, за двенадцать лет до ухода из жизни. Дали перенес композиции всех офортов Гойи в свои литографии, насытил их цветом, ввел свои знаки, пронизывающие все его предыдущее творчество, дал новым композициям новые имена. Добавил к загадке Гойи загадку Дали. Стал хранителем "Сна разума" ХХ века.

 
Сайт управляется системой uCoz