В 1958 году он стал студентом
механико-математического факультета Московского университета. В университете
учился с увлечением, достаточно легко. Между делом он рисует различные шаржи,
портреты сокурсников. И вот учеба позади. Молодого талантливого математика
оставляет у себя в лаборатории академик А.Н.Колмогоров, человек с
энциклопедическими знаниями в различных областях науки и культуры. Работа
Гордеева началась с исследования возможностей применения математики в анализе
поэтических строк (вопросы инструментовки поэзии ударными гласными).
В 1969 году он был призван на
службу в армию. Днем служит, а по ночам пишет картины. Здесь он впервые
выполняет заказные портреты. К окончанию службы насчитывалась уже сотня картин.
Среди них - серия портретов военачальников. Эти портреты впоследствии были
куплены одной американкой.
По возвращении из армии
художник зарабатывает преподаванием математики в
физико-математической школе-интернате при МГУ, а все свободное время
посвящает живописи.
Когда поднялась волна
неконформистского движения и пробила брешь в стене официального искусства, у
него уже было с чем выйти на "баррикады". Он принял участие в первой
бесцензурной выставке в парке Измайлово в 1974 году. И получил поддержку
зрителя - среди них оказалось и достаточно покупателей. Стали поступать заказы
на портреты, что позволило, когда работа математика стала раздражать, перейти в
художники-профессионалы.
В 1978 году первая выставка двадцати
московских художников наделала немало шума. Необычная манера, непривычные
сюжеты, сами авторы - колючие спорщики - принимались не всеми. Однако это было
свое слово. Время показало: мир советского искусства обеднел бы без таких
вернисажей. Ежегодно они собирали по 70-80 тысяч зрителей.
Среди художников двадцатки -
Дмитрий Гордеев. Не преувеличивая можно смело сказать, что он - самый острый и
самый демократичный художник из этой группы.
Картины художника обращают на
себя внимание "своевольным реализмом". То, что при поверхностном
взгляде можно было бы трактовать как чрезвычайное увлечение гротеском,
повышенным вниманием к "странностям" жизни, является на деле
отражением все приемлющей полноты жизни, которая счастливо избегает крайностей,
объединяет в себе прекрасное и безобразное, трагическое и комическое. Обнаружив
комическую ситуацию, Гордеев безоглядно переносит ее на полотно, несомненно
испытывая при этом плутовскую радость, знакомую нам по картинам старых
голландских мастеров. Общность Гордеева с этой школой еще более подчеркивается
обилием деталей.
Многие картины художника
"населены" продавцами ручных животных с Московского птичьего рынка,
пассажирами метро, обитателями городов, пляжей. При первом же взгляде на
отдыхающих возникает желание отправиться в Крым. Все это показывает глубокое
родство художника со средой.
Усидчивость и тщательность
отделки, отражающие стремление Гордеева к приобретению ремесленного навыка, не
случайны, но вызваны самообучением на старых мастерах. Отказ от следования
модным образцам и любовь к техническому совершенству, по-видимому, унаследованы
Гордеевым из его "дохудожественного" бытия, когда он учился на
механико-математическом факультете Московского университета, а затем работал в
лаборатории известного математика академика Колмогорова.